Жизнь, посвященная науке
18 апреля исполнилось бы 90 лет известному ученому в области строительства и эксплуатации автомобильных дорог, доктору технических наук, профессору БНТУ Ивану Иосифовичу ЛЕОНОВИЧУ. Он ушел из жизни 6 октября 2018 года, но многочисленные коллеги и друзья помнят его, а ученики продолжают его дело.
Родился Иван Леонович в деревне Цирин, что на Новогрудчине, в большой крестьянской семье. С ранних лет привык к физическому труду, помогал в полевых работах. Несмотря на жизненные трудности, родители создали все условия для образования детей. Пойдя в шесть лет в первый класс, Ваня учился старательно. Преподавание в школе велось на польском языке, а белорусский стал углубленно изучать уже позже, зная польский, английский, испанский и немецкий. Война прервала учебу...
В 1944–м, после освобождения Беларуси, пятнадцатилетний Иван решил устроиться на работу на станцию Барановичи Брест–Литовской железной дороги. Получив форму железнодорожника, стал разъездным корреспондентом. Так началась его трудовая биография. О службе на стальной магистрали он вспоминал в своей книге «Страницы жизни».
Любознательный и трудолюбивый юноша стал задумываться о дальнейшем образовании. В 1945 году он поступает в железнодорожную школу рабочей молодежи. И хотя домашние задания порой приходилось выполнять под стук вагонных колес, окончил ее с отличием.
В 1948 году, будучи учащимся Барановичской фельдшерско–акушерской школы, Леонович не прекращал учебу в СШРМ № 1, мечтая о поступлении в вуз. В том же году поступает в Белорусский лесотехнический институт (ныне технологический университет). С 3 курса получал повышенную стипендию, вел общественную работу. После окончания вуза ему предложили остаться в институте ассистентом кафедры транспорта леса. В 1954 году он поступил в аспирантуру ЦНИИМЭ в городе Химки.
После успешной защиты кандидатской диссертации в 1962 году Леоновича избрали доцентом кафедры транспорта леса. Затем он возглавил кафедру транспорта леса и дорожных машин. Так, благодаря своему трудолюбию, таланту, целеустремленности Иван Иосифович стал настоящим ученым.
Уже в следующем году его назначают проректором института по научной работе. Организаторские способности при подготовке высококвалифицированных кадров, неустанный научный поиск не остаются незамеченными. В 1968 году Леоновичу доверяют новую ответственную должность – заместителя министра высшего и среднего специального образования БССР. В 1979 году по конкурсу он избирается заведующим кафедрой строительства и эксплуатации автомобильных дорог БПИ, которой руководил до 1984 года на общественных началах.
Иван Иосифович всегда вел глубокие научные исследования, неразрывно связанные с производством. Еще будучи аспирантом, установил тесные связи с учеными Московского лесотехнического института. Ленинградской лесотехнической академии. Во время служебной командировки в Хельсинский университет избирался членом–корреспондентом лесного общества Финляндии. По проблемам развития лесного транспорта и дорожного строительства выступал с интересными и содержательными докладами в Польше, Чехословакии, США, Греции, Австрии и других странах.
* * *
Иван Иосифович ЛЕОНОВИЧ – заслуженный деятель науки и техники БССР, почетный профессор Московского государственного дорожно–транспортного университета (МАДИ), почетный доктор Вильнюсского технического университета имени Гедиминаса, почетный дорожник СНГ, почетный дорожник и транспортник Республики Беларусь, академик Российской академии естественных наук и Белорусской академии архитектуры. Более 60 лет из общего 70–летнего трудового стажа тесно связаны со сферой развития фундаментальных и прикладных наук дорожно–технического комплекса, подготовкой инженерных и научных кадров для дорожного хозяйства.
Полный текст публикации см в прикрепленном pdf–файле.
Леонович, Иван Иосифович
Транспортный вестник