Здесь создают будущее

Новость: 

Важные этапы развития промышленности и научно–технического прогресса страны, словно в зеркале, отражаются в летописи Белорусского национального технического университета, который 10 декабря отпразднует 100–летие. Его корпуса светло–изумрудного цвета не только изюминка столичного проспекта Независимости, но и особая гордость в истории вуза, яркий виток которой начался в середине 1940–х, когда после войны с фронта вернулись преподаватели и студенты тогда еще политехнического института, настоящие патриоты своей страны. Занятия проходили... в одном из гаражей с протекающей крышей, но все мужественно учились, до дыр зачитывая один–единственный учебник. Именно эти студенты и преподаватели шаг за шагом восстанавливали университетскую территорию и здания.

И как же за столетие изменился ведущий технический вуз страны?

Сто лет назад это было обычное политехническое училище. Скорее всего, его появление было вызвано гражданской войной, и стране нужно было подниматься из разрухи, восстанавливать экономику и промышленность. А без технических вузов, без высококлассных инженерных кадров невозможно выйти на новый уровень развития государства и общества. На тот момент в мире уже появились первые тракторы, а у нас об инженерных расчетах мало кто слышал.

– Именно БНТУ в то время дал импульс к созданию в БССР промышленных предприятий, что стало триггером для запуска процесса индустриализации и формирования рабочего класса, – рассказывает ректор университета Сергей Харитончик. И в пример приводит легенду. По дороге на Потсдамскую конференцию Сталин, проезжая Минск, поинтересовался у сопровождавшего его первого секретаря ЦК КПБ Пантелеймона Пономаренко, как идет восстановление БССР после войны: мол, говори, что нужно. Пономаренко начал перечислять: «Нужны цемент, кирпич...». Сталин не согласился: «Неправильно просишь: проси завод – будет и цемент, и кирпич, и рабочий класс».

Если верить легенде, так был построен ряд заводов, которые, в свою очередь, нуждались в кадрах. В результате в политехническом институте открылся автотракторный факультет, который готовил специалистов для автомобильного и тракторного заводов. Благодаря станкостроительным предприятиям разросся машиностроительный факультет, а с развитием литейных технологий понадобился механико–технологический. Послевоенное развитие дало импульс к возникновению научных школ, для создания которых в институт приехали представители разных вузов. Со временем, когда потребовалось создание приборной базы для многих отраслей промышленности, появился факультет, который позже превратился в приборостроительный. Сформировался факультет робототехники и робототехнических систем, с внедрением информационных технологий в промышленность трансформировавшийся в современный факультет информационных технологий и робототехники. Так, год за годом, десятилетие за десятилетием создавалось то, что мы видим сегодня. А когда Беларусь получила независимость, появилось большое количество новых специальностей для обслуживания экономики и промышленности страны.

– И последние 25 лет, – подчеркивает Сергей Харитончик, – получились особенно насыщенными. За годы независимости мы открыли более 50 специальностей, а также сохранили те, которые не позволили обескровить отечественную промышленность в трудные годы. Например, когда был создан Минский завод колесных тягачей, именно у нас появилась специальность «многоцелевые гусеничные и колесные машины», чтобы готовить особых инженеров для этой сферы. Или спортивно–технический факультет; сегодня нигде больше не готовят инженеров, которые знают технологию проведения соревнований и могут проектировать и обслуживать спортивные сооружения. Кстати, ежегодно в БНТУ получают знания примерно 14 000 студентов дневного отделения и еще около 7000 – заочного. Вместе с колледжами и лицеем БНТУ вся экосистема вуза – более 30 000 обучающихся.

Другими словами, в структуре экономики университет работает десятки лет, и этой экономике инженеры, ой, как нужны. К примеру, все машиностроение сегодня стремится внедрить принципы «Индустрии 4.0» и цифровизации производства, поэтому у в БНТУ почти невозможно найти выпускника, который бы не имел достаточной подготовки в применении информационных технологий. Множество примеров, когда выпускники университета повышали свою квалификацию и стали успешными в сфере разработки и внедрения информационных технологий, в том числе в сфере транспорта и логистики.

Сейчас здесь откликнулись в очередной раз на вызовы времени и предложили абитуриентам сразу 6 новых специальностей. При этом в руководстве университета видят устойчивый спрос на специальности реального сектора экономики, который существует десятки лет. Например, никогда не устареют специальности «технология машиностроения» и «автомобилестроение», хотя в этом году на автотракторном факультете появилась обновленная специальность «электрический и автономный транспорт». Но, несмотря на всю прелесть этих технологий, расчеты для электромобилей делает все тот же инженер. И если автотракторному факультету уже 75 лет, то, скажем, атомная отрасль в Беларуси еще только зарождается. Опыт строительства БелАЗе показал, что необходимы новые специалисты с более широкой компетенцией, ведь не все будут работать исключительно на обслуживании атомной станции – кому–то нужно заниматься и вопросами проектирования. Поэтому в новом учебном году в БНТУ открывали специальность «проектирование и эксплуатация атомных электрических станций». Как хорошо отметил Глава государства, мы получили допуск к совершенно новым технологиям. Конечно, сейчас потратятся время и средства на обучение таких специалистов, но это огромный вклад на перспективу. Далеко не все страны могут подготовить специалистов, понимающих работу такого объекта высшей степени сложности.

С этой же целью в БНТУ около 30 лет назад был создан первый в стране университетский технопарк, задача которого – создание новых предприятий и инновационных производств. За время существования накопился достаточный опыт вывода инженерных инноваций на рынок. Сейчас резидентами научно–технологического парка БНТУ являются около 20 инновационных предприятий, которые выросли из лаборатории или студенческого стартапа. Хороший ориентир для студентов, позволяющий заглянуть за горизонты своих возможностей, увидеть, что можно научиться технологиям и их коммерциализации, реализовать свои научные, инженерные, экономические амбиции, то есть состояться благодаря своему труду и знаниям.

Кроме того, из опыта, в университете есть хороший конкурс «ТехноИнтеллект», куда приходят школьники и студенты, которые буквально «фонтанируют» идеями. Программы, которые школьники там будут осваивать, дадут им возможность увидеть, насколько интересны и перспективны технические специальности. В БНТУ такие студенты станут уже участниками взрослого технопарка и напрямую познакомятся с процессом коммерциализации идей. А к моменту получения диплома они будут способны даже создавать свои предприятия.

...Университетский метроном ежедневно отбивает дни и даже часы до празднования юбилея. Напряженно работает не только ректорат, подразделения университета, и о созданный здесь общественный совет, состоящий преимущественно из именитых выпускников, добившихся значительных успехов в различных отраслях народного хозяйства. Сейчас совет ставит перед собой задачу укрепления партнерских связей с выпускниками для содействия качественному развитию инженерного образования в БНТУ. При этом предлагаются взаимовыгодные условия сотрудничества, когда, к примеру, бизнес инвестирует в развитие образования и инфраструктуры университета посредством открытия именных лабораторий, а университет открывает специальности и готовит специалистов под его потребности. Такая лаборатория, к примеру, уже создана на факультете информационных технологий и робототехники компанией ЕРАМ. Есть повод подумать об этом и белорусским международным автоперевозчикам, – считает и председатель Ассоциации «БАМАП» Николай Боровой.

Архивация PDF: 
Виды СМИ: 
Рубрика: 
Язык: 
Дата публикации: 
пятница, июля 31, 2020
Интеллектуальная ответственность: 

Макович, Владимир

Источник: 

Мир тяжелых моторов