Ректор БНТУ – о столетии вуза, инженерном образовании и талантливой молодежи

Фото: 
Новость: 

Важные этапы развития промышленности и научно-технического прогресса страны, словно в зеркале, отражаются в летописи Белорусского национального технического университета, который 10 декабря отпразднует 100-летие. Его корпуса светло-изумрудного цвета не только изюминка столичного проспекта Независимости, но и особая гордость в истории вуза, яркий виток которой начался в середине 1940-х, когда после войны с фронта вернулись преподаватели и студенты тогда еще политехнического института, настоящие патриоты своей страны. Занятия проходили в одном из гаражей с протекающей крышей, но все мужественно учились, до дыр зачитывая один-единственный учебник. Именно эти студенты и преподаватели шаг за шагом восстанавливали университетскую территорию и здания. Как за столетие изменился ведущий технический вуз страны? И не потеряло ли инженерное образование актуальность в современном мире? Это мы обсудили с ректором БНТУ Сергеем Харитончиком, выпускником автотракторного факультета.

— Сто лет назад в Минске появляется первый технический вуз — политехническое училище преобразовали в Белорусский государственный политехнический институт. Это было веяние времени?

— Скорее насущная необходимость: шла гражданская война. Стране нужно было подниматься из разрухи, восстанавливать экономику и промышленность. А без технических вузов, без высококлассных инженерных кадров невозможно выйти на новый уровень развития государства и общества. На тот момент в мире уже появились первые тракторы, а у нас об инженерных расчетах мало кто слышал. Именно БНТУ в то время дал импульс к созданию в БССР промышленных предприятий, что стало триггером для запуска процесса индустриализации и формирования рабочего класса. Есть легенда, что по дороге на Потсдамскую конференцию Сталин, проезжая Минск, поинтересовался у сопровождавшего его первого секретаря ЦК КПБ Пантелеймона Пономаренко, как идет восстановление БССР после войны: мол, говори, что нужно. Пономаренко начал перечислять: «Цемент, кирпич...» Сталин не согласился: «Неправильно просишь: проси завод — будет и цемент, и кирпич, и рабочий класс». Если верить легенде, так был построен ряд заводов, которые, в свою очередь, нуждались в кадрах. В результате в политехническом институте открылся автотракторный факультет, который готовил специалистов для автомобильного и тракторного заводов. Благодаря станкостроительным предприятиям разросся машиностроительный факультет, а с развитием литейных технологий понадобился механико-технологический. Послевоенное развитие дало импульс к возникновению научных школ, для создания которых в наш институт приехали представители разных вузов. Со временем, когда потребовалось создание приборной базы для многих отраслей промышленности, появился факультет, который позже превратился в приборостроительный. Сформировался факультет робототехники и робототехнических систем, с внедрением информационных технологий в промышленность трансформировавшийся в современный факультет информационных технологий и робототехники. Так год за годом, десятилетие за десятилетием создавалось то, что мы видим сегодня. А когда Беларусь получила независимость, появилось большое количество новых специальностей для обслуживания экономики и промышленности страны. И последние 25 лет получились особенно насыщенными. За годы независимости мы открыли более 50 специальностей, а также сохранили те, которые не позволили обескровить отечественную промышленность в трудные годы. Например, когда был создан Минский завод колесных тягачей, именно у нас появилась специальность «многоцелевые гусеничные и колесные машины», чтобы готовить особых инженеров для этой сферы. Или спортивно-технический факультет: сегодня нигде больше не готовят инженеров, которые знают технологию проведения соревнований и могут проектировать и обслуживать спортивные сооружения.

Ежегодно в БНТУ получают знания примерно 14 000 студентов дневного отделения и еще около 7000 — заочного. Вместе с колледжами и лицеем БНТУ вся экосистема вуза — более 30 000 обучающихся.

— Заводская романтика не популярна у современных молодых людей, которые мечтают войти в ИТ. Чем их может заинтересовать ваш университет?

— Мы работаем в структуре экономики десятки лет, и наши отрасли доказали, что стране они нужны. Знаете, при всем уважении к ИТ-специалистам все равно надо добраться до офиса, открыть дверь, подняться по лестнице или нажать кнопку лифта, а в здании должна быть крыша, чтобы на голову дождь не капал… Для создания всего этого нужны инженеры. Мы рассматриваем ИТ лишь как инструмент, такой же, как, скажем, учебник по сопротивлению материалов.

Весь учебный процесс по всем специальностям направлен на необходимость широкого использования самых современных информационных технологий. В итоге наши выпускники приходят на передовые предприятия страны и спокойно включаются в работу, так как владеют этими инструментами. Возможно, мы просто говорим об этом недостаточно громко и часто.

К примеру, все машиностроение сегодня стремится внедрить принципы «Индустрии 4.0» и цифровизации производства, поэтому у нас почти невозможно найти выпускника, который бы не имел достаточной подготовки в применении информационных технологий. Множество примеров, когда наши выпускники повышали свою квалификацию и стали успешными в сфере разработки и внедрения информационных технологий. Здесь уместно назвать всем известного выпускника энергетического факультета Аркадия Добкина, основателя и владельца компании EPAM Systems. Но я лично не встречал примеров, когда ИТ-специалист стал бы успешными в строительстве, энергетике, машиностроении...

— В эту вступительную кампанию вы в очередной раз откликнулись на вызовы времени и предложили абитуриентам 6 новых специальностей…

— При этом мы видим устойчивый спрос на специальности реального сектора экономики, который существует десятки лет. Например, никогда не устареют специальности «технология машиностроения» и «автомобилестроение», хотя в этом году на автотракторном факультете появилась обновленная специальность «электрический и автономный транспорт». Но, несмотря на всю прелесть этих технологий, расчеты для электромобилей делает все тот же инженер. И если автотракторному факультету уже 75 лет, то, скажем, атомная отрасль у нас еще только зарождается. Опыт строительства БелАЭС показал, что необходимы новые специалисты с более широкой компетенцией, ведь не все будут работать исключительно на обслуживании атомной станции — кому-то нужно заниматься вопросами проектирования. Поэтому в новом учебном году мы открываем специальность «проектирование и эксплуатация атомных электрических станций». Как хорошо отметил Глава государства, мы получили допуск к совершенно новым технологиям. Конечно, сейчас мы потратим время и средства на обучение таких специалистов, но это огромный вклад на перспективу. Далеко не все страны могут подготовить специалистов, понимающих работу такого объекта высшей степени сложности. Здесь мы опираемся на мировой опыт, наши преподаватели и студенты проходят стажировки на атомных станциях России, Франции, Германии, Чехии.

— А какая роль в подготовке инженеров у технопарка?

— В БНТУ около 30 лет назад был создан первый в стране университетский технопарк, задача которого — создание новых предприятий и инновационных производств. За время существования мы накопили достаточный опыт вывода инженерных инноваций на рынок. Сейчас резидентами научно-технологического парка БНТУ являются около 20 инновационных предприятий, которые выросли из лаборатории или студенческого стартапа. Хороший ориентир для студентов, позволяющий заглянуть за горизонты своих возможностей, увидеть, что можно научиться технологиям и их коммерциализации, реализовать свои научные, инженерные, экономические амбиции, то есть состояться благодаря своему труду и знаниям. Кроме того, есть у нас хороший конкурс «ТехноИнтеллект», куда приходят школьники и студенты, которые буквально фонтанируют идеями. И я считаю гениальным с точки зрения перспектив развития инженерного образования принятое Президентом решение о создании в стране Национального детского технопарка. Надеемся, что программы, которые школьники там будут осваивать, дадут им возможность увидеть, насколько интересны и перспективны технические специальности. В университете такие студенты станут уже участниками взрослого технопарка и напрямую познакомятся с процессом коммерциализации идей. К моменту получения диплома они будут способны создавать свои предприятия.

— Недавно при университете появился общественный совет из выдающихся выпускников…

— Практика создания таких советов, координирующих деятельность отдельно взятых университетов, является общемировой. Надеемся, наш совет достойно выполнит свою функцию и будет взаимодействовать с университетом на постоянной основе и в дальнейшем. Сейчас мы ставим перед собой задачу укрепления партнерских связей с выпускниками для содействия качественному развитию инженерного образования в БНТУ. При этом предлагаем взаимовыгодные условия сотрудничества, когда, к примеру, бизнес инвестирует в развитие образования и инфраструктуры университета посредством открытия именных лабораторий, а университет открывает специальности и готовит специалистов под его потребности. Такая лаборатория, к примеру, уже создана на факультете информационных технологий и робототехники компанией EPAM.

— С какими еще традициями БНТУ встречает 100-летие?

— Недавно появилась важная и красивая традиция для выпускников — торжественный бал. А еще у нас есть знаковая линейка 1 сентября, когда на центральном стадионе собираются все ребята, зачисленные на первый курс. Это тысячи вчерашних абитуриентов, которые пополнили ряды наших студентов и в будущем станут частью инженерной элиты страны.

В этом году 16 факультетов БНТУ предлагают 140 специальностей и специализаций. Их полное описание можно найти на сайте i.bntu.by.

Архивация PDF: 
Виды СМИ: 
Язык: 
Дата публикации: 
суббота, июля 11, 2020
Интеллектуальная ответственность: 

Пасияк, Ольга

Харитончик, Сергей Васильевич

Источник: 

СБ. Беларусь сегодня