Не для галочки

Новость: 

Должна проходить производственная практика студентов дорожно-строительной специальности, поскольку она играет большую роль в формировании профессионализма и творческих начал.

Из досье «ДБ»

Учебным планом по специальности 1-70 03 01 «Автомобильные дороги» предусмотрено прохождение студентами стационарного обучения трех производственных практик: технологической, инженерной и преддипломной. Технологическая проходит после третьего курса и продолжается пять с половиной недель (с 6 июля по 15 августа), инженерная – после четвертого (три с половиной недели; с 6 июля по 1 августа) и преддипломная – после завершения теоретического курса обучения (две недели; с 9 по 22 февраля). На заочном отделении проводится только преддипломная практика. И притом только для лиц, которые не работают вообще или работают по специальности, не соответствующей специальности обучения.

Производственная практика является важнейшей составляющей учебного процесса, а ее образовательная эффективность во многом зависит от правильного выбора места практики и уровня организационно-методического обеспечения со стороны выпускающей кафедры и руководителя практики от производства.

Рабочее место – весь комплекс

К дорожно-транспортному комплексу (ДТК) Беларуси относятся проектные, научные и технологические институты, дорожно-строительные тресты и управления, дорожные ремонтно-строительные управления, транспортные хозяйства, заводы, конструкторские бюро, базы дорожной индустрии и другие. По состоянию на 1 января 2015 года ДТК объединял 86,7 тыс. км дорог общего пользования, свыше 100 тыс. км внутрихозяйственных, лесных, рекреационных и промышленных, более 100 асфальтобетонных заводов, несколько десятков автохозяйств, ремонтные предприятия, испытательные лаборатории. Автомобильный парк страны насчитывал более трех миллионов транспортных средств, из которых легковые машины составили 95%, грузовые – 4% и автобусы – 1%. Большинство предприятий и организаций ДТК являются государственной собственностью. Около 13% автомобильного парка относится к предприятиям и организациям и 87% – принадлежит индивидуальным владельцам и частным фирмам.

Для прохождения производственных практик студентов дорожно-строительных специальностей БНТУ используются далеко не все организации республики. Базовыми можно считать ГП «БелдорНИИ», РУП «Белдорцентр», подразделения ДСТ №5, ДСТ №7, СМТ №8, КУП «Минскоблдорстрой», СП «КРЕДО-Диалог» ООО и другие предприятия дорожной инфраструктуры Минска и Минской области. В других регионах Беларуси проходят обычно практику студенты, для которых они являются местом постоянного проживания.

К разновидностям практик мы относим также ознакомительные поездки для изучения технологии на асфальтобетонные заводы, в карьеры дорожно-строительных материалов и на участки интенсивного дорожного строительства. 
РУП «Белдорцентр» ежегодно организует выставку диагностического оборудования и приборов на площадке около 15-го учебного корпуса БНТУ с демонстрацией методики их использования на практике при диагностике автомобильных дорог. Участие студентов ФТК в студенческих строительных отрядах является существенной формой производственного обучения. И здесь большую роль играет БРСМ.

Можно считать, что предприятия и организации Минщины полностью удовлетворяют требованиям для прохождения практики. В них на современном уровне организована работа, используются передовые технологии, руководители внимательно относятся к требованиям программ практики и запросам студентов, стараются ознакомить их с внутренним распорядком, организацией работ, новшествами, которые внедряются в технологию производства и управление дорожным хозяйством.

Нелишне будет привести фамилии таких руководителей.

• В ГП «БелдорНИИ» это - директор кандидат технических наук, доцент В.Шумчик, первый заместитель директора кандидат технических наук С.Богданович, главный научный сотрудник доктор технических наук профессор В.Яромко. В ГП «БелдорНИИ» студенты имеют возможность и изучают новейшие научные достижения, которые имеются в Республике Беларусь, знакомятся с методиками проведения исследований дорожно-строительных материалов и конструкций, опытом поддержания научно-технических связей с производством и зарубежными научными центрами.

• В РУП «Белдорцентр» – генеральный директор Н.Чернюк, первый заместитель генерального директора В.Голубев, сотрудники Ю.Буртыль, С.Клибашев и другие. Здесь студентам предоставляется возможность изучать методику диагностирования дорог с использованием новейшего оборудования и приборов, информацию о технико-эксплуатационных показателях республиканских автодорог, методики планирования работ по содержанию и ремонту дорог.

• В РУП «Белгипродор» – директор О.Пигунов, главный инженер П.Невмержицкий, главные инженеры проектов А.Доревский, Е.Тимощук и другие. Студентам ФТК «Белгипродор» представляет возможность не только ознакомиться с нормами и технологиями изыскания и проектирования автомобильных дорог и мостов, но и собрать необходимый материал для выполнения курсовых и дипломных проектов. Производственные инженерная и преддипломная практики в «Белгипродоре» открывают широкие возможности для формирования профессионализма и творческих начал у студентов.

• В СП «КРЕДО-Диалог» ООО – председатель правления Г.Жуховицкий, главный конструктор Г.Величко, начальник отдела И.Сузько. Предприятие занимает ведущее положение в системе проектирования транспортных объектов в СНГ. Располагая современным программным обеспечением, имеет возможности решать сложные проектные задачи. Для студентов ФТК этот объект производственной практики является особо ценным, поскольку располагает значительными материально-технической и программно-аналитической базами.

• В ОАО «ДСТ №5» – генеральный директор В.Габец, директор ДСУ №12 И.Данилевич. Подразделения треста выполняют значительные дорожно-строительные работы, связанные с возведением земляного полотна, постройкой искусственных сооружений, устройством дорожных одежд и обустройством автодорог в целом. Строительные объекты, находящиеся в компетенции ДСТ №5, являются весьма подходящими для прохождения студентами всех видов ознакомительных и производственных практик. Кафедра СЭД БНТУ постоянно использует эти объекты для направления на производственную практику.

• В ОАО «ДСТ №7» – директор Д.Монит и начальник отдела технологии и контроля качества Т.Можейко. В тресте для студентов имеются широкие возможности для изучения технологии производства строительных работ в результате непосредственного участия в работах по возведению земляного полотна и устройству дорожных одежд.

• В ОАО «СМТ №8» – управляющий С.Алимкин, главный инженер С.Тороп, заместитель управляющего А.Лытин. Строительно-монтажный трест является одной из ведущих организаций дорожного профиля в Республике Беларусь, выполняет комплекс сложных строительно-монтажных работ, осуществляет строительство земляного полотна, дорожных одежд, искусственных сооружений. С кафедрой «Строительство и эксплуатация дорог» установлены тесные научно-производственные связи. Многие студенты в подразделениях треста успешно проходят производственные практики.

• В КУП «Минскоблдорстрой» – главный инженер В.Плисов. На территории Минской области имеется более 20 дорожных организаций (ДРСУ), занятых обслуживанием местных автодорог. Все эти организации по мере необходимости используются для производственных практик студентов. На их базе решаются вопросы обоснования технологий содержания и ремонта дорог, организации движения транспортных потоков, защиты окружающей среды. Со стороны руководителей ДРСУ студенты имеют организационно-методическую поддержку. В конечном итоге обеспечивается изучение опыта работы дорожников Минской области, которые по многим направлениям имеют достаточно высокий уровень.

Вопросам практико-ориентированной подготовки специалистов большое внимание уделяет генеральный директор ГП «Управляющая компания холдинга «Белавтодор» Ю.Масюк. За последнее время он принял ряд мер по усилению контроля за ходом производственных практик студентов высших учебных заведений.

Программы, цели и задачи

Практики студентов на названных выше предприятиях и в организациях, как правило, имеют комплексный характер. Это проявляется в изучении студентами совокупности организационно-управленческих, финансово-экономических, технологических, технических, социально-правовых и других вопросов, относящихся к компетенции соответствующих предприятий и организаций. Программные вопросы практик диктуются уровнем общеинженерной и профессиональной подготовки. На начальном этапе обучения (ознакомительная практика) студентам необходимо узнать особенности современного производства, структуру предприятия, существующую иерархию управления и должностные функции. Практика на рабочем месте (технологическая) способствует приобретению навыков выполнения определенных производственных операций. В дальнейшем студент приобщается к управленческим функциям, изучает технику, технологию и организацию производства работ, систему контроля качества работ и выпускаемой продукции, эффективность труда, взаимоотношения в коллективе и т.п. Преддипломную практику можно рассматривать как старт перед самостоятельной деятельностью. С учетом полученного задания студенту необходимо собрать фактический материал, выбрать пути решения поставленной задачи, соизмерить свои идеи с реальными возможностями производства, с позиции «профессионализма» посмотреть на сферу своей будущей деятельности.

На всех этапах производственного обучения творчество студента играет первостепенное значение. С одной стороны, оно необходимо для качественного выполнения программы практики, с другой – для формирования навыков исследователя в широком смысле этого слова, которые необходимы для будущей работы на современном высокоразвитом индустриальном производстве.

Формирование творчества – процесс длительный и кропотливый. Он имеет ярко выраженные индивидуальные особенности и требует учета специфики обучаемого, места и времени прохождения практики. Здесь очень важно подчеркнуть необходимость глубокого взаимодействия вуза с производством. Выдаваемые кафедрой индивидуальные задания во всех случаях должны иметь элементы исследовательского характера и требовать от студента постановки эксперимента, поиска нужной информации, обобщения и оценки изучаемых вопросов, самооценки проделанной работы. Поиск должен увлекать, побуждать заинтересованность в достижении поставленной цели.

Имеется немало примеров, когда на начальной стадии у студентов проявляется некоторая неуверенность, даже растерянность, в самостоятельности решения поставленных перед ним и научных задач. Однако с течением времени просыпается интерес, и они увлекаются поисковой работой, не жалея труда и жертвуя своим личным свободным временем. Важно также, чтобы поставленные задачи были посильны студентам, чтобы они ощущали плоды своего труда или предвидели его техническую или социальную полезность. Вот почему в период экскурсионных практик студентам даются поручения по описанию определенного технологического процесса, составлению эскиза машины или сооружения, проведению беседы с высококвалифицированными рабочими для выяснения их профессионального опыта, изложения их приемов и методов выполнения операций.

Технологическая практика требует от студентов изучения основ современного производства. И здесь им впору дать задание по проведению фотохронометражных работ, сопоставлению анализа технологической документации, обоснованию путей совершенствования производства на основе имеющихся достижений в сфере науки и практики. Инженерная практика приближена к вопросам управления, экономики, лабораторно-технического обеспечения, конъюнктуры и сбыта. Приобщение студентов к решению этих вопросов расширяет их кругозор, формирует умение принять правильные решения, выбрать из множества оптимальный вариант, способствует развитию предпринимательства и деловитости. Темы исследовательского характера могут иметь аналитический, расчетно-графический или конструкторско-технологический характер. Они могут быть реализованы в виде научных отчетов, докладов, бизнес-планов, подготовленных для печати статей, заявок на изобретение и т.п.

В период преддипломной практики формирование творческого специалиста достигается в результате углубленного изучения им деятельности предприятия, участия в управлении производством, проведения всестороннего анализа фактического положения и отчетных данных по комплексу предусмотренных в дипломном проекте вопросов.

На завершающем этапе обучения в техническом вузе студенты выполняют, как правило, комплексные дипломные проекты. Работы могут иметь научно-исследовательскую, экономическую или другую направленность. Но во всех случаях должны быть самостоятельными, базироваться на реальном материале, решать конкретную задачу. Все это связано с уровнем организации преддипломной практики, объективностью постановки задачи руководителем практики, инженерно-технических работников, которых привлекают к руководству практикой со стороны производства.

Вакансия для студента

На основании изложенного можно сделать следующие выводы:

1.Производственные практики являются важнейшей составляющей учебного процесса высших учебных заведений, и их необходимо эффективно использовать для формирования профессионализма и творческих начал у студентов с максимальной пользой для качества подготовки специалистов.

2.Производственные практики студентов специальности 1-70 03 01 «Автомобильные дороги» отличаются широким диапазоном возможностей изучения технических, технологических и организационно-производственных процессов. Вот почему необходимо уделять особое внимание выбору мест практики, учитывая при этом уровень подготовки и творческие способности студентов.

3.Каждая производственная практика имеет свою программу, предусматривает вполне определенные цели и организуется на различных принципах. Общим, однако, является то, что она должна внести свой вклад в формирование у студентов необходимого профессионализма и творческих навыков, без которых невозможно решение современных научных и производственных задач.

4.Программы практик и выдаваемые задания студентам должны всецело быть ориентированы на конечный высокий результат производственного обучения.

5.Подведение итогов практики целесообразно организовывать в виде учебно-научных конференций, где студенты публично могли бы излагать свои научные воззрения по актуальным для отрасли вопросам.

6.Ныне действующий учебный план по специальности 1-70 03 01 «Автомобильные дороги» на производственные практики отводит 18 недель учебного времени. Этого явно недостаточно, и правомерно ставить вопрос о пересмотре данного учебного плана. Продолжение практики и работы на производстве можно осуществить за счет сокращения времени до одного месяца на каникулы.

7.Для повышения эффективности производственного обучения (практики) целесообразно решить с Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь вопрос о том, чтобы направление в соответствующие организации осуществлялось по ходатайству вуза вышестоящим органом (министерством, холдингом и облдорстроем). И в этом направлении давались конкретные задания об объеме и характере работ, которые должен выполнить практикант.

8.Желательно на правительственном уровне или главой государства решить, чтобы в государственных и частных дорожных организациях в штатном расписании предусматривались должности и рабочие места для практикантов и эти вакансии могли быть заняты только студентами на период практики.

Архивация PDF: 
Виды СМИ: 
Рубрика: 
Язык: 
Дата публикации: 
четверг, января 29, 2015
Интеллектуальная ответственность: 

Леонович, Иван

Источник: 

Транспортный вестник