Как готовить кадры будущего?

Новость: 

В стенах автотракторного факультета Белорусского национального университета сегодня затишье: вступительная компания отгремела, а занятия еще не начались. Но учебный год в вузах страны стартует вот–вот... И «грызть» гранит такой науки, как транспортная логистика, на дневную и заочную форму обучения в БНТУ придут более 80 первокурсников.

Конкурс на дневную форму получения образования здесь растет с каждым годом, в 2018–м – он составил почти три человека на место. Что же привлекает вчерашних школьников в этой профессии? Думаю, не ошибемся, если в их числе назовем престиж, перспективы карьерного и финансового роста... Может быть, логистика – это уже и своеобразный модный тренд: о логистике все говорят, все о ней знают, не исключает заслуженный работник образования Республики Беларусь, доктор экономических наук, профессор Роман Ивуть, заведующий кафедрой «Экономика и логистика» Белорусского национального технического университета. Благодаря этому, конечно же, логистика и развивается, растет интерес к ней...

Продолжая разговор о подготовке логистов в стране, где эта отрасль является одной из самых перспективных, мы, конечно же, не можем не упомянуть, что логистика – многогранна. Логистические системы охватывают практически все направления деятельности: ведь логистика – это наука об управлении материальными, финансовыми, информационными и прочими потоками с целью их оптимизации и уменьшения издержек производства или доставки товаров потребителю. Следует признать, что понятие логистика трактуется в отечественной и зарубежной литературе, а также на практике – по–разному. Но логисты – востребованы практически везде: начиная с отдельно взятого предприятия и заканчивая крупной транснациональной корпорацией с филиалами и представительствами в разных странах мира.

*     *     *

Так кто же будет «на коне» завтра?

– Роман Болеславович, в 2015 году в интервью «МТМ» вы отмечали, что существующие программы подготовки специалистов в области логистики требуют концептуальной корректировки. Насколько удалось с тех пор продвинуться в этом вопросе? И можно ли сказать, что в нашей республике уже создана своя школа логистики?

– Считаю, что в нашей республике такая школа создана. Создание научной школы подразумевает наличие единых подходов к исследуемому объекту и достаточного количества исследователей конкретной области. За последние годы процесс подготовки кадров высшей квалификации в области логистики активизировался. Можно сказать, что в Беларуси есть три «точки», где сегодня сосредоточена наука. Это БНТУ, БГЭУ и Белорусский государственный университет транспорта (БелГУТ), который готовит логистов в области железнодорожных перевозок. Наиболее развиты в стране на сегодняшний день два направления в логистике: первое связано со становлением логистики как науки в целом, второе – это логистика транспортная. У нас все–таки транзитное государство, поэтому такое большое значение придается развитию именно транспорта и транспортной логистики. И белорусская школа логистики уже стала известной. У нас, в БНТУ на логистов учатся студенты из России, Казахстана, Туркменистана, Литвы, Таджикистана, стран Африки – география широкая. В нынешнем году возобновляем работу Совета по защите диссертаций: большое внимание будет уделяться подготовке кадров высшей квалификации в области логистической деятельности, и особенно – транспортной логистики. Транспорт – это связующее звено в разных отраслях экономики, он основа всего, даже если речь идет о внутризаводских перевозках. В БГЭУ упор делают на заготовительную и сбытовую логистику. У нас доминирует логистика транспортная. В свою очередь, в БНТУ создана довольно сильная материально–техническая база именно в области инженерной подготовки специалистов, что очень важно именно для транспортных логистов (специальность «Транспортная логистика», квалификация «Инженер–логист. Экономист»). Посудите сами: как сможет логист выбрать вид транспорта, если он до конца не представляет, что это такое?.. Чтобы работать в транспортной логистике, мало знать, что за груз и каковы его габариты. Надо знать и такие показатели, как коэффициент выпуска автомобиля на линию, коэффициент его технической готовности. Словом, большое число параметров. Нужно уметь рассчитать производительность работы автомобиля, спланировать его работу так, чтобы транспорт использовался максимально эффективно, чтобы холостой пробег был минимальным, – этому учат только в БНТУ и БелГУТ... Хотя мы даем студентам и более широкие представления о логистике: изучается и производственная логистика, и заготовительная...

Современная молодежь, считает Роман Ивуть (и в этом он, кстати, солидарен с главой СООО «Эмонс Экспедиция»), более живая, организованная, более целеустремленная, в том числе в том, что касается поиска информации. И к этой вот «продвинутой» аудитории преподаватель должен выйти не менее подготовленный.

– Наша кафедра в последние годы существенно обновилась: к нам пришли работать наши же выпускники и аспиранты. «Старшему поколению, к сожалению, тяжело переучиваться: сегодня преподавателю нужно знать не только свой предмет, но и информационные технологии – и быть по уровню выше тех, кого обучаешь», – говорит Роман Болеславович. – Это непросто – как непросты и вопросы, которые студенты задают сегодня. Я изучал проблемы развития логистики во многих странах (США, ФРГ, Китая, Польши и др.). И должен отметить, что за рубежом накоплен очень богатый опыт по развитию логистики, например, в сфере организации интермодальных и бимодальных перевозок. Последние представляют собой комбинированные железнодорожно–автомобильные перевозки без железнодорожных платформ, а с использованием специальных автомобильных полуприцепов, которые могут быть оснащены железнодорожными тележками и использованы как железнодорожный вагон. Акцентирую на этом внимание потому, что сегодня очень важно изучать зарубежный опыт, чтобы завтра не остаться за бортом, а максимально реализовать свой транзитный и логистический потенциал. Знаете, впервые зашедшему в гости человеку может показаться, что у меня дома бардак: так много материалов по логистике удалось собрать на различных международных форумах, конференциях, симпозиумах. Идеальный, на мой взгляд, вариант – чтобы все преподаватели имели возможность стажироваться за границей, знакомиться с накопленным там опытом.

Наш эксперт подчеркивает: лучшие студенты БНТУ, включая будущих логистов, также имеют возможность пройти стажировки в европейских университетах по различным программам Европейского союза. Сейчас кафедра «Экономика и логистика» старается наладить сотрудничество в области подготовки студентов и проведения совместных научных исследований с китайскими университетами.

Подчеркивая важность сотрудничества и изучения мирового опыта для развития логистики в Беларуси, Роман Ивуть, тем не менее, не считает, что выпускники зарубежных вузов были бы в Беларуси конкурентоспособнее. Вектор развития нашей страны, подмечает человек, которого нередко называют родоначальником логистики в нашей стране, – направлен одновременно и на Запад, и на Восток. Поэтому сегодня и завтра нашей экономикой будет востребован тот специалист, который понимает и знает особенности именно такого – двухвекторного развития.

*     *     *

Полный текст публикации см. в прикреплённом pdf–файле.

Архивация PDF: 
Виды СМИ: 
Рубрика: 
Язык: 
Дата публикации: 
пятница, августа 31, 2018
Интеллектуальная ответственность: 

Счастная, Наталья

Ивуть, Роман Болеславович

Источник: 

Мир тяжелых моторов