Техники в быту

Фото: 
Новость: 

Студент БНТУ: «Гуманитарные науки — разглагольствование, а формулы — вечное. На них строится мир». Почему молодежь выбирает редкие инженерные профессии?

Зачем Беларуси — равнинной державе — горные инженеры и для каких морей мы проектируем корабли? В Белорусском национальном техническом университете готовят студентов по уникальным специальностям. Ажиотажа на эти направления среди абитуриентов нет. А зря. Зарплаты в отрасли конкурентоспособные, а профессии — не заскучаешь.

Счастье за горами

Факультет горного дела и инженерной экологии БНТУ. План набора в прошлом году на дневную бюджетную форму обучения составлял 110 человек, конкурс — 1,05 человека на место. По сути, брали всех, кто подал документы и набрал необходимые пороговые баллы по тестам. В итоге на одну из специальностей факультета — «Горные машины и оборудование» — проходной балл получился весьма невысоким — 136! Здесь учатся не 4,5, а все 5 лет: приходится осваивать особо опасное производство. У выпускников гарантированное трудоустройство с зарплатой, которой позавидует любой молодой специалист. Так почему же горное дело не пользуется популярностью у абитуриентов?

— Насмотревшись западных фильмов, все мечтают стать бизнесменами, менеджерами, юристами и маркетологами. Идти зарабатывать своими мозолями неохота. А ведь процесс модернизации не стоит на месте. На ОАО «Беларуськалий» работает основная масса наших выпускников. Производство там налажено на высоком уровне. Канадские фирмы перехватывают у «Беларуськалия» многие технологии, — рассказывает заместитель декана по воспитательной работе факультета горного дела и инженерной экологии БНТУ Александр Кукса.

Второкурсник Тимур Сокол — один из тех, кто в будущем планирует стать горным инженером. У парня уже состоялось первое знакомство с профессией — на студенческой практике.

— Спускались в соляные шахты «Беларуськалия». Первое впечатление: здесь не долбят соль кирками! Увидел в деле проходческий комбайн. По краю шахты установлены лазеры, они управляют громадной машиной, — рассказывает Тимур. — Техника белорусского производства. Ее привозят по частям, спускают под землю и там собирают.

Свою специальность Тимур считает многопрофильной: может работать инженером в соляных и нефтяных шахтах, на метрострое. На выпуске из вуза будет знать всю технику досконально. Во время практики в его обязанности входило следить за исправной работой проходческих машин. Довелось спуститься на глубину более 500 м.

— Уши не закладывает, дышать легко, — говорит студент. — Но растерялись: не знали, как включить свет в тоннеле, как правильно повесить на себя спасательный мешок. Помогали опытные сотрудники.

Без спасательного мешка рабочие в шахту не заходят в принципе. В нем устройство, оповещающее об уровне метана в воздухе, запасной фонарь, респиратор. Перемещаются там на… автомобилях. Установлены даже знаки, ограничивающие скорость движения.

Тимур Сокол родом из Солигорска. Поэтому вопрос, кем быть, не возникал.

— С детства понимал: работать на градообразующем предприятии выгодно и очень интересно. По моим ощущениям, 50 % населения Солигорска извлекают прибыль из соляных шахт. У нас неплохой уровень жизни. Когда приехал в Минск на учебу, не чувствовал себя неловко, дикарем. Но работа ведь не­прос­тая! — рассуждает Тимур.

Его однокурсник Никита Сливка выбрал специальность «Горные машины и оборудование» тоже неспроста.

— Я из Речицы. У нас, куда ни глянь, стоят буровые установки нефтяной компании «Белоруснефть». Даже в лес за грибами пойдешь — и там на них наткнешься. Близко рассмотреть нельзя — охра­няют. Поступил в БНТУ, чтобы ­узнать о них больше, — улыбается Никита. — Для поступления сдавал ЦТ по математике, физике и русскому языку. Учиться не­прос­то, как и на любой технической специальности. Но к нам предъявляют особые требования. Если изучаем инженерную графику, то досконально! Пробелов в знаниях быть не должно. Ведь всем неприятно, когда заходишь в метро, а на голову вода капает, потому что инженер просчитался.

В основном выпускников распределяют на ОАО «Беларуськалий», но у студентов есть возможность проходить практику и на столичных предприятиях. Некоторые там себя находят — остаются трудиться, например, на «Амкодоре», Минском тракторном и автомобильном заводах. Тенденция последних лет — среди абитуриентов много минчан.

Как в воду глядели

Факультет энергетического строительства БНТУ. Здесь все специальности так или иначе связаны с созданием и обслуживанием объектов энергетики. Газ, тепло, вода — главные фигуранты учебного дела студентов. Особенно повезет тем, кто выберет из списка природных богатств именно воду, как поступили ребята со специальности «Кораблестроение и техническая эксплуатация водного транспорта». Юноши и девушки участвуют в парусных регатах, учатся управлять судами. Но самое главное — умеют их проектировать.

Лекции и практические занятия у студентов часто проходят в корабельной лаборатории с якорями и водолазной амуницией. За суровым названием направления скрывается не менее суровая начинка. Выбравшие его по секрету рассказывают: оно, пожалуй, самое непростое во всем университете.

— Знаете, сколько всего нужно знать, чтобы спроектировать судно от и до?! И чтобы оно, встав на воду, поплыло, — говорит четверокурсник Константин Быков. — Мы изучаем колоссальный объем информации. — Одних курсовых проектов порядка 12. Кораблестроение — многовекторное направление. Векторы могут разойтись — найдешь себя в абсолютно любой инженерной области, а могут сойтись воедино — тогда будешь создавать уникальные объекты.

Он и его однокурсники мечтают рано или поздно создать свой идеальный корабль. А пока на лекциях и практических занятиях преподаватели дают им разминочные упражнения.

— Спрашиваю у студентов: «Слабо вам создать проект мини-подводной лодки для Нарочи?» — рассказывает заведующий кафедрой кораблестроения и гидравлики профессор Игорь Качанов. — Приедут туристы, сядут на подводное судно и погрузятся на глубину 25 м. Получайте экзотику! И больше никто за эту работу не возьмется. Автомобили построят, тракторы тоже, а вот глубже нырнуть… А наши студенты могут.

Здесь готовят в одном лице и технологов, и проектантов, и эксплуатационников. И речь не только о водном транспорте. Специалист получается на выходе универсальный, адаптированный к любым вызовам современного рынка. Например, на распределение студентов в прошлом году приехали представители конструкторского бюро ОАО «БелАЗ». Посмотрели, что ребята отлично владеют навыками компьютерной графики, 3D-программированием, — и сразу забрали к себе 2 выпускников.

— Все первокурсники обучаются су­до­вож­де­нию. Практика проходит в яхтклубе на Минском море. Ребят экзаменует Государственная инспекция по маломерным судам, которая затем выдает им удостоверение судоводителя. То есть в течение первого года обучения в вузе парни и девушки приобретают рабочую профессию, — рассказывает Игорь Качанов.

В Беларуси 10 речных портов, в каждом функционируют порядка 40-50 судов. В Витебске, например, есть два теплохода представительского класса. Там во время проведения «Славянского базара» звезды российской эстрады частенько устраивают корпоративы. Буквально два месяца назад спустили на воду построенный выпускниками БНТУ на Пинском судостроительно-судоремонтном заводе круизный теплоход «Белая Русь». Он будет курсировать по маршруту Брест — Херсон. Сейчас проходит обкатку по водному пути Брест — Мозырь. Все билеты до ноября раскупили!

Для поступления на специальность «Кораблестроение и техническая эксплуатация водного транспорта» от абитуриентов потребуются сертификаты ЦТ по физике, математике и одному из государственных языков. Проходные баллы прогнозируются не заоблачные.

Архивация PDF: 
Виды СМИ: 
Язык: 
Дата публикации: 
вторник, июня 20, 2017
Интеллектуальная ответственность: 

Бурдо, Юлия

Источник: 

Минский курьер