Как же без него автотракторный...

Новость: 

Мы договорились встретиться в университете. Я специально пошел к восьмому корпусу автотракторного факультета от главного входа Белорусского национального технического университета через весь дворик студенческого городка. Хотелось посмотреть, что изменилось за пятьдесят лет с момента моего поступления в «альма – матер» в 1967 году. Планировка та же, но уютнее: покрашены учебные корпуса, ухоженный стадион, есть парковочные стоянки для автомобилей, подстриженные кустарники и деревья. А вот студенчество, я бы так сказал, другое. В ушах – наушники, за плечами – объемный рюкзак, в модных джинсах, туфли – лодочки и т. д. Многие, что тревожно, с сигаретами... Но улыбки, озорные взгляды, заботы – те же. В корпусе, проходя мимо Доски почета, остановился и порадовался. В списке выпускников, получивших «красные» дипломы в 1994–м и мой сын Игорь...

Сегодняшнего собеседника, талантливого педагога и друга застал на рабочем месте, в аудитории. Шла беседа со студентами о предстоящем посещении сервисных предприятий для практического ознакомления с современными технологическими процессами по сервису и техническому обслуживанию автомобилей...

Так бывает в жизни...

С профессором Михаилом Матвеевичем БОЛБАСОМ наши пути пересеклись в БПИ (1971 год, Белорусский политехнический институт). Я – студент вечернего отделения автотракторного факультета, он – молодой преподаватель, но уже со степенью кандидата технических наук. Не скрою, мне тяжело дался четвертый курс. После перевода со второго дневного отделения на четвертый вечернего нужно было сдать несколько экзаменов и проектов, чтобы выполнить учебную программу трех предыдущих курсов. С большим трудом с этой задачей справился, но пока готовился к экзаменам и защищал проекты пропустил занятия на новом четвертом, и, как говорят студенты, «залетел» на экзамене по «деталям машин». Пересдавал его уже позже – комиссии, как и все «двоечники». И, наконец, пятый учебный год: пошли предметы поближе к профессии, а уже к этому времени я был и мастером по ремонту автомобилей, и слесарем пятого разряда. Учиться стало легче, и я перебрался в «хорошисты». Более того, на экзамене по предмету «Техническая эксплуатация автомобилей» получаю первую пятерку. Лекции по этой дисциплине читал Михаил Матвеевич. Он же был и экзаменатором.

Так бывает в жизни: вспыхнувший теплый дружеский «огонек» между нами в институтской аудитории мы смогли сберечь и пронести через основательный пласт времени, хотя каждый шел своей дорогой. Возможно, объединяло то, что оба «мастерили», начиная свой трудовой путь: он – мастером по ремонту автомобилей в автоколонне 2403 города Витебска, а я – в автоколонне 2411 в Минске. А если перелистнуть временной календарь на несколько лет назад, то оказалось у нас одно духовное пространство, одна сторона – мы, как позже разобрались – земляки, родились в соседних районах Гомельской области. Его «малая» Родина – хутор Брожа Бобруйского района, примыкающий к станции Брожа. Здесь и учился в школе. Подходящего здания не было, и ученики распределялись по домам хуторян. Класс Михаила получил отдельное здание, обитое изнутри фанерой, любое касание к которой издавало громкий звук. Однажды мальчишки начали бросаться желудями во время урока географии, желудь, пущенный Михаилом, как раз и попал в фанеру. Раздался грохот. Подошел учитель Григорий Павлович Парахневич и негромко подчеркнув, мол, «в тихом болоте черти водятся», выставил за дверь своего любимчика. Дружба дружбой, а учеба и дисциплина – само собой. За это и признателен своему прекрасному педагогу. Слова благодарности адресованы и другим школьным учителям: Марии Порфировне Болбас, Александре Сергеевне Верас, Сергею Федоровичу Никитко. Особая признательность Игнатию Григорьевичу и Софье Степановне Пинчукам за черчение, физику и математику.

Михаил закончил школу с золотой медалью в Редком Роге – соседняя деревня, по рангу выше Брожи, там был торфзавод. Встал вопрос дальнейшего образования, почти все родственники настаивали на поступлении в медицинский, врачей в роду не было, а с «красным» дипломом есть шансы поступить. Но выбор был сделан самим пареньком – его тянуло в удивительный мир техники, к автомобилям... Отец, Матвей Парфирович, вернулся с войны инвалидом, но, несмотря на ранение, поступил на работу в Брожский леспромхоз водителем: мужчины были в большом дефиците. Иногда на «трелевку» леса он брал своего Мишку. С какой радостью мальчишка залазил в кабину: хотелось потрогать каждую педаль, каждый рычажок, а когда удавалось подержаться за баранку – душа сияла. И вся эта огромная махина на прицепе – роспуске тащила десятка два здоровенных длиннющих хлыстов. Мама же, Вера Марковна, встречала своих мужчин с улыбкой и душистым теплым хлебом.

А какие леса были в нашей стороне! Не налюбоваться. Делянки по вырубке как раз и находились недалеко от моей деревни Слободка. Мы, деревенские пацаны, частенько «подкатывались» на лесовозе, цепляясь за длинные хлысты, вполне возможно, что в кабине одного из них мог быть и Михаил.

*     *     *

Полный текст публикации см. в прикрепленном pdf–файле.

Архивация PDF: 
Персоналии: 

Болбас, Михаил Михайлович

Виды СМИ: 
Язык: 
Дата публикации: 
четверг, марта 16, 2017
Интеллектуальная ответственность: 

Боровой, Федор

Источник: 

Мир тяжелых моторов