Армен Сардаров о гармонии архитектурных образов и окружающего пространства

Новость: 

Современная белорусская архитектура стремится не отставать от европейских и мировых трендов. Новые технологии, материалы, конструкции обогатили рабочую палитру зодчих. Архитектурный пейзаж белорусских городов и местечек стал разнообразнее. Проектировщики получили новые инструменты, позволяющие полнее выразить свою индивидуальность.

Но это — лишь одна сторона медали. Есть и другая, проблемная. Эксперты и общественность всё чаще с тревогой говорят о том, что наши архитекторы порой не учитывают работы предшественников композиционно, цветовые решения не вписываются в природное окружение и существующую застройку. Почему так происходит? Всегда ли инвестиционно привлекательные объекты удается эстетически и функционально встроить в городскую среду?

Об этом и не только в эксклюзивном интервью «РСГ» рассуждает декан архитектурного факультета БНТУ Армен Сардаров.

Технологически переоснастились

— Армен Сергеевич, переживаем ведь настоящий технический и технологический рывок?

— Да, и эффект от него лучше всего оценить в сравнении. Интересно проанализировать, как за последние 20-25 лет менялась архитектура суверенной Беларуси. У нас раньше не было такого разнообразия строительных технологий, а сегодня — широкие технологические возможности стимулируют архитекторов творить. Полет фантазии не ограничен: для воплощения самых смелых задумок появилось множество решений.

Использование цифровых технологий, создание 30-моделей объектов — это, без преувеличения, настоящая революция. Теперь молодые архитекторы имеют гораздо более продвинутые инструменты, чем те, которыми в их возрасте располагали мы.

Разнообразие стройматериалов и потребностей заказчиков

— Что еще способствует креативу?

— Безусловно, разнообразие представленных на рынке стройматериалов. Например, широчайший выбор акриловых красок позволяет применять интересные цветовые решения, более творчески подойти к оформлению не только отдельных домов, но и целых городских ансамблей.

Еще один плюс: наличие самых разных, в том числе частных, заказчиков. Талантливые объекты, правда, и раньше появлялись. Но поскольку основным заказчиком выступало государство, нередко реализовывались усредненные, типовые проекты.

— Теперь архитектурное творчество, по идее, должно довольно бурно развиваться?

— Оно и не стоит на месте. Достаточно выйти на улицы белорусских городов — они на наших глазах становятся красивее, современнее, удобнее для жизни. У нас сегодня работают замечательные мастера-архитекторы: Олег Воробьев, Борис Школьников, Александр Корбут, Юрий Мамлин и другие. Значительны достижения в жилой застройке Минска — комплексы разнообразны, пластичны, индивидуальны. Но есть и минусы: ошибки, недочеты.

В современных медиа, порой, ведется бурная полемика о том, вписывается или не вписывается определенный объект в существующую среду? Думаю, общественность должна еще на стадиях проектирования иметь больший доступ к тем же 30-моделям будущих объектов. Благо технический прогресс позволяет это сделать. Возможно, здесь есть определенная недоработка. Но механизм общественных обсуждений всё время совершенствуется. Будем надеяться, что совместными усилиями специалистов и общественности мы добьемся, чтобы в наших городах появлялись действительно выверенные со всех точек зрения объекты.

— Потеря ансамблевости — тоже ведь уже обозначилась как тенденция?

— Этот фактор вызван как раз тем, что заказчик изменился. Имея раньше фактически одного — государство, мы могли достаточно жестко определить границы и формы землепользования. Всё определялось нормативно, но и архитекторы имели при этом определенную свободу создать некий ансамбль на выделенной территории. То же самое касалось и застройки той или иной магистрали, улицы. Как правило, подходили комплексно, поскольку вся застройка планировалась. Ее можно было увязать таким образом, что одни здания не противоречили другим, сливались в единые ансамбли.

*     *     *

Полный текст публикации см. в прикрепленном pdf–файле.

Архивация PDF: 
Виды СМИ: 
Рубрика: 
Язык: 
Дата публикации: 
четверг, августа 23, 2018
Интеллектуальная ответственность: 

Гармель, Инна

Сардаров, Армен Сергеевич

Источник: 

Республиканская Строительная Газета